Отделение цифрового полустационара
Отделение цифрового полустационара в ГБУ РК «РЦДПОВ» – это инновационная модель оказания медико-психолого-педагогической помощи, реабилитации и социализации детей с ОВЗ в форме удаленного доступа с помощью использования мультимедийных средств на базе цифровой связи и ИКТ.
За основу в разработке данной модели была принята цифровая медицинская платформа. На ней у каждого ребенка формируется личный кабинет и цифровой календарь занятий. Важнейшим условием эффективности данного формата является работа мультидисциплинарной реабилитационной команды (далее – МРК). В нее входят - руководитель команды специалистов – это лечащий врач, также в нее могут быть включены специалисты для ведения индивидуального реабилитационного сопровождения каждого конкретного пациента: различные специалисты психолого-педагогической службы (логопед, дефектолог, педагог-психолог) и медицинского персонала (педиатр, невролог, психиатр, ортопед, физиотерапевт, а также массажисты, инструкторы АФК). В новом формате цифрового взаимодействия участником команды МРК впервые становится сам пациент – ребенок и его семья.
Цель
Поддержание непрерывности и обязательности реабилитационного курса детей и подростков с ОВ в условиях удаленного доступа ввиду различных ограничений очного получения услуг социально-медицинской реабилитации и психолого-педагогической коррекции.
Задачи
- Первичная диагностика, изучение медицинской и психолого-педагогической документации, занесение личных данных и сведений о состоянии здоровья пациента, показаний лечащих врачей в индивидуальную карту пациента
- Разработка и составление персонального реабилитационного маршрута и лечения пациента
- Составление расписания цифрового общения с учетом пожеланий родителей о режиме и распорядке дня ребенка, возможностей подключения к интернет-сети
- Организация и осуществление реабилитационных мероприятий
- Динамический контроль психо-физического состояния ребенка и оценка эффективности проводимых мероприятий.
Обязательным условием для всех членов МРК для дистанционной работы являются достаточный уровень владения ИКТ, умение работать в команде, эмоциональная стабильность, мотивация, доверительные и доброжелательные отношения. Соблюдение данных условий – это залог успешного результата работы.
Для формирования и закрепления необходимых практических навыков использования сетевых ресурсов и ИКТ со всеми участниками МРК проводятся пробные занятия в индивидуальной, подгрупповой и групповая форме. После выработки слаженного взаимодействия определяется дата начала занятий в цифровом формате.
Все время работы всех участников МРК в процессе цифрового общения ведется видеонаблюдение за качеством трансляции и при необходимости оказывается техническая поддержка IT – специалистом.
Для осуществления обратной связи установлен режим электронного отчета о выполнении домашних заданий и назначений лечащего врача, которые заносятся в индивидуальную карту ребенка и в общий протокол деятельности отделения цифрового полустационара, что в итоге способствует определению общей динамики эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых ГБУ РК «РЦДПОВ».
Реабилитация и лечение в условиях цифрового полустационара
- Осуществляется разработка и составление персонального реабилитационного маршрута и лечения пациента
- Составляется расписание цифрового общения с учетом пожеланий родителей о режиме и распорядке дня ребенка, возможностей подключения к интернет-сети
- Проводится первичный видео-инструктаж и пробные занятия
- Практические занятия с ребенком осуществляются в он-лайн формате и режиме просмотра видеозаписи с комментированием специалиста при необходимости
- Дополнительно к занятиям предлагаются дидактические и наглядные пособия, а также индивидуальные методические рекомендации с пошаговыми и дробными инструкциями по их использованию в цифровом формате
- Регулярно специалистами осуществляются он-лайн консультации родителей по вопросам воспитания, обучения и реабилитации их детей и эффективности проводимых занятий
- Заполняется дневник наблюдений за динамикой психо-физического развития и общего состояния ребенка
- Ведется мониторинг режима ребенка и выполнения назначений специалистов
- Поддерживается щадящий, комфортный здоровье-сберегающий режим: учитывается эмоционально-психическое состояние ребенка и его родителей, усталость, напряжение, мотивация, психо-физический тонус, состояние здоровья, и по определенным показаниям и в соответствии с рекомендациями лечащего врача и специалистов расписание цифрового общения корректируется
- Формируется и пополняется цифровой фонд он-лайн библиотеки для специалистов и родителей по работе с детьми, имеющие различные проявления ОВЗ
- Проводятся тематические открытые для внутренних и внешних пользователей: специалистов и родителей он-лайн конференции, вебинары, мастер-классы, видео-тренинги по вопросам обучения, воспитания, реабилитации и социализации детей с ОВЗ
- На сайте ГБУ РК «РЦДПОВ» предусмотрен доступ родителей к общению друг с другом и со специалистами в формате чат-сообщений
Цифровой формат общения – это инновация, приобретенная современной культурой и цивилизацией, как возможность привлечения внимания общественности к заботам и нуждам каждого конкретного человека, находящегося вне очного контакта, вне досягаемости, ограниченного различными условиями и факторами личного присутствия. Значение цифровых технологий в жизни человечества неоспоримо велико, а потенциал, которые они создают для общения ребенка, нуждающегося в нашей помощи, возрастает безгранично.