Советы психолога
Занятия проводят:
Педагог-психолог – Максимова Е.И.,
Педагог-психолог – Приходько Н.А.
Психолог – специалист, занимающийся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
Педагог-психолог – это специалист, который работает с детьми и подростками в школах и других образовательных организациях: колледжах, техникумах, развивающих центрах, детских садах, а также социальных службах и реабилитационных центрах.
Цель
Гармонизация личностных качеств ребенка с ОВ и всех сторон психо-физического развития, формирование навыков самоконтроля и правильного эмоционального поведения в различных видах продуктивной деятельности, социально-коммуникативная интеграция в семье и обществе.
Задачи
- Диагностика и консультирование ребенка с ОВ, а также его семьи по вопросам развития, обучения, воспитания и социализации, гармонизации личных, внутрисемейных и социальных отношений
- Выстраивание индивидуального коррекционно-развивающего маршрута и подбор программы реабилитации с включением дополнительного образования, направленной на социализацию ребенка с ОВ
- Оказание высоко квалифицированной психолого-педагогической помощи с применением традиционных и инновационных технологий, в том числе цифровых, мультимедийных, ИКТ
- Разработка методических рекомендаций для дальнейшего сопровождения специалистами, работающими с данным контингентом по месту жительства
Основные направления деятельности
- психолого-педагогическая диагностика
- маршрутизация и сопровождение
- психолого-педагогическая коррекция
- мониторинг динамики и оценка эффективности
- экспертиза и консультирование
- профилактика
- методическая поддержка
- научно-практическая рефлексия
Педагог-психолог осуществляет диагностику наиболее существенных (для данных целей) особенностей личности, знание которых необходимо для заключения о развитии ребенка и целесообразности коррекционной работы.
В процессе реабилитации педагог-психолог организует с детьми индивидуальную и групповую работу по трем возрастным категориям: дошкольный возраст, младший школьный возраст и подростковый возраст.
Индивидуальные занятия проводятся в основном по следующим направлениям в соответствии с возрастом несовершеннолетних:
- активизация познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи)
- развитие сенсомоторных функций
- повышение уровня мотивации и познавательной активности
- расширение кругозора
- гармонизация эмоционально-волевой сферы (снижение уровня тревожности, агрессии, стабилизация самооценки);
- коррекция поведенческих нарушений
- налаживание детско-родительских отношений
- консультирование родителей по поводу образования и воспитания детей в связи с выявленными особенностями развития
- проведение открытых профилактических занятий и психологических тренингов с родителями и детьми
На групповых занятиях основными направлениями работы, в зависимости от возрастной категории детей, являются
- развитие познавательных процессов и сенсомоторных функций
- развитие мелкой моторики
- развитие общей моторики
- повышение уровня мотивации и познавательного интереса к освоению жизненно важных и безопасных социально-бытовых и социально-коммуникативных навыков для успешной социализации в семье, кругу друзей, обществе, окружающем мире
- стимуляция познавательной активности к расширению кругозора и социальной культуры
- гармонизация эмоционально-волевой сферы и формирование правильных моделей поведения в различных социально-коммуникативных ситуациях
- развитие речи и совершенствование коммуникативно-речевых навыков
- инициирование потребности к активной социализации в обществе посредством личного участия в культурно- массовых мероприятиях, искусстве, творчестве, спорте, развитие вкуса и интереса к саморазвитию интеллектуальных, эстетических, творческих, физических и иных способностей
Занятия проводятся в форме мини-лекций, бесед, дискуссий, семинаров, занятий с элементами тренинга, игр.
Интерактивные технологии
- Проектор для показа релаксационных фильмов родителям, детям и сотрудникам
- Интерактивная проекционная система Оми-Виста – это напольная проекция, которая реагирует на движения людей, находящихся в зоне проекции. Применяется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, для развития памяти, понимания причинно-следственных связей, а также для развития коммуникативных навыков
- Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей. Вне зависимости от возраста и состояния здоровья, человек находящийся в сенсорной комнате, ощущает полный покой, комфорт и безопасность
Благодаря использованию процедур стимуляции различных сенсорных систем, можно добиться таких эффектов, как
- расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения
- стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности
- развитие концентрации и управления вниманием
- повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности
- улучшение работы правого полушария головного мозга, а следовательно – творческих способностей, воображения, интуиции
- коррекция зрительно-моторной координации
- восстановление рецепторной чувствительности
- изменение психических состояний – снижение агрессии и тревожности
- профилактика умственного и физического переутомления
Важными достижениями в коррекционно-психологической работе с детьми с ОВ является повышение уровня познавательной активности, улучшение работоспособности когнитивных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, развитие и активизация речи, совершенствование коммуникативных навыков, проявление заинтересованности и потребности к полноценному участию в жизни семьи, друзей, общества, гармонизация эмоционально-волевой сферы и улучшение психофизического состояния на фоне оптимальной социальной и двигательной активности.
Все вместе это свидетельствует о благоприятном воздействии психолого-педагогической коррекции и о готовности ребенка с ОВ справиться с различными индивидуально-личностными и социально-коммуникативными задачами, встречающимися повседневно в обычной жизни любого человека.