Проект – «Домисолька»
Руководитель проекта: музыкальный руководитель – Сауалхи Ю.Г.
Цель проекта
Гармонизация личности ребенка с ОВЗ, коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального и театрального искусства.
Задачи
Обучающие:
- ознакомление с основами музыкальной культуры;
- пробуждение интереса к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность (музыкально-ритмические движения, слушание, пение-подпевание, игру на музыкальных инструментах, творческую детскую деятельность);
- формирование певческо-речевых навыков (с учётом индивидуальных возможностей).
Развивающие:
- активизация творческого воображения, фантазии и потребности к самовыражению в различных видах музыкально-эстетической деятельности;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти и речи, звукопроизношения, просодического строя, интонации, темпо ритмической стороны, речевого дыхания, координации движений общей и речевой мускулатуры;
- улучшение общего эмоционального состояния ребёнка.
Воспитательные:
- воспитание интереса и доверия к окружающим людям, формирование потребности к совместной деятельности;
- развитие музыкально-эстетического вкуса.
Музыкальное искусство оказывает сильное и благотворное влияние на психическое здоровье и эмоциональное состояние любого человека, а на ребёнка в особенности. В коррекционно-развивающем процессе музыкальная терапия давно известна своими целебными свойствами, а в реабилитации ей нет равных, поскольку музыка – единственный вид искусства, который не нуждается в осознанности. Минуя сложные пути аналитико-синтетической деятельности, она сразу проникает в эмоционально-чувственную сферу человека, находя отклик в душе каждого.
Дети с ОВЗ особенно чувствительны к эмоциональным переменам и музыкальная терапия оказывает на них сильнейшее позитивное влияние и при правильном психолого-педагогическом подходе помогает ему в социализации и интеграции в общество. В настоящее время общепризнанным является положение о том, что каждый ребёнок имеет право и возможность на свой темп работы, специфические способы овладения материалом, то есть права на свой образовательный маршрут. Следуя данному положению, проект «Домисолька» позволяет вариативно использовать общие образовательные требования, исходя из особенностей психофизического развития каждого конкретного ребёнка, участвующего в проектной деятельности. Поэтому на первоначальном этапе деятельности проекта целенаправленно изучаются особые образовательные потребности всех его участников в отдельности, а затем организуются специальные условия коррекционно-развивающей работы для выполнения образовательных, развивающих и воспитательных задач проекта. Все вместе это нацелено на социализацию и гармонизацию личности ребенка с ОВЗ, коррекцию его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального и театрального искусства.
Проект «Домисолька» основан на взаимодействии музыкального руководителя и участников реабилитационного процесса в ГБУ РК «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Имеет музыкально-коррекционную направленность и способствует формированию социально-коммуникативных компетенций ребёнка средствами музыкально-эстетической деятельности. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом принципов, связанных между собой единством диагностики, коррекции и развития ребёнка с ОВЗ в процессе организации и проведения музыкально-эстетической деятельности.
Основные направления проекта
- коррекционная ритмика (ритмопластика);
- логоритмика;
- психогимнастика (нейрогимнастика);
- музыкатерапия (сказкотерапия);
- игровая музыкально-дидактическая деятельность;
- пение (подпевание).
Методы и приёмы работы
- наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование аудио записи);
- зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ простых танцевальных движений);
- совместные действия ребёнка со взрослым;
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция – собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.
Ожидаемые результаты
В процессе участия в проекте «Домисолька» воспитанники усваивают элементарные знания о музыкальном искусстве, приобщаются к творческой деятельности, усваивают необходимые навыки пения, голосообразования, дыхания, ритмических пауз, ударений, движений. Дети учатся слушать и анализировать музыкальные произведения. В процессе занятий воспитанники становятся более восприимчивыми к музыкальным композициям. Эмоциональная отзывчивость у них пробуждается в ходе прослушивания мелодий с разной интонационной окраской. У многих начинают формироваться музыкальные предпочтения. Формируется вкус и интерес к музыкальному искусству. Дети получают эстетическое удовольствие от участия в творческом процессе проекта «Домисолька», благодаря чему выравнивается их эмоциональное состояние и улучшается социально-коммуникативное поведение. Дети становятся приветливыми, дружелюбными и внимательными друг к другу. Родители, в свою очередь, единодушно отмечают динамику общего и интеллектуального развития, обращают внимание на улучшение речевой деятельности и коммуникативных навыков своих детей.
Руководителем проекта «Домисолька» регулярно организуются открытые занятия и мини концерты с тем, чтобы все его участники, включая родителей, смогли приобщиться к музыкальному искусству и почувствовать радость за успехи наших воспитанников. Для многих детей — это не только маленький шаг к своей личной победе, но и возможность продемонстрировать себе и другим, что вера в себя, подкрепленная любовью родителей и поддержкой близких, – это огромная сила, способная свернуть горы и открыть дорогу в счастливое детство!