Проект – «Радуга»
Руководитель проекта: воспитатель – Федоренко Н.Г.
Цель
Психологическая поддержка и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительно-прикладного искусства.
Задачи
- пробуждение познавательного интереса и мотивации к декоративно-прикладному творчеству, формирование элементарных представлений об изобразительно-прикладном искусстве, развитие практических навыков творческой деятельности;
- ознакомление детей с инструментарием, оборудованием и материалом для изобразительно-прикладной деятельности, обучение приемам работы с ними при выполнении различных изделий;
- активизация психических процессов мышления, внимания, восприятия, речи;
- развитие глазомера, пространственного восприятия и совершенствование зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук;
- уточнение понятий цвета, формы, величины, объема, формирование представлений об эстетической привлекательности, красоте, гармонии, яркости, индивидуальности и т. п.;
- улучшение эмоционального состояния и поведения, формирование учебных, трудовых, социально-коммуникативных навыков, а также воспитание уважительного отношения к результатам своего творчества и других людей;
- формирование интереса к развитию и совершенствованию собственных индивидуальных творческих способностей и проявление заинтересованности к творческим инициативам других людей;
- социальная реабилитация средствами изобразительно-прикладного искусства.
В настоящее время, в связи с внедрением инклюзивных форм обучения в систему российского образования, состав обучающихся общеобразовательных учреждений представляет собой мозаичную картину не только по уровню готовности к освоению учебной образовательной программы, но и по уровню психо-речевого развития и физического здоровья. Все вместе они определяют формирование образовательных потребностей, требующих как общих, т. е. одинаковых для всех, так и особых условий образования для категорий обучающихся, имеющих различные возможности и/или ограничения здоровья. Задача общего и специального образования состоит в синтезировании высокоэффективных методов и технологий для обеспечения всем без исключения детям и подросткам, в том числе и с ОВЗ, условий, в которых они смогут получить цензовое и нецензовое образование в зависимости от категории и варианта развития. Особое место среди инклюзивных технологий занимают предметные области, находящиеся в междисциплинарном поле, на стыке науки, искусства и творчества. К таким относятся изобразительно-прикладная деятельность и декоративно-прикладное творчество. В связи с чем, при создании творческого проекта «Радуга» была заложена центральная идея: обеспечение оптимальных условий для развития всех сторон личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его дальнейшей успешной социализации.
В проектный состав входят творческая мастерская «Радуга» и гончарная мастерская «Руки золотые». Их работа построена с учетом принципов:
- от простого к сложному;
- индивидуального подхода;
- развития творческой инициативы;
- динамизм.
В основе работы мастерских лежит забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В проектной деятельности используется максимальное количество разнообразных видов детской деятельности.
В качестве основных результатов коррекционной работы может рассматриваться динамичное развитие таких показателей, как
- развитие когнитивных процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи;
- улучшение эмоционального состояния и социально-коммуникативного поведения;
- повышение уровня художественно-эстетического развития;
- овладение элементарными знаниями и представлениями об изобразительно-прикладной деятельности, а также доступными практическими умениями и навыками данного творчества;
- социальная интеграция и самореализация средствами изобразительно-прикладной деятельности, а именно проявления у детей творческого потенциала, создание и презентация собственных работ (картин, поделок);
- успешное и продуктивное взаимодействие с окружающими и близкими.
Особенности развития детей младшего школьного возраста, такие как гибкость, пластичность, непосредственность, непроизвольность и высокая вариативность развития не позволяет требовать обязательных образовательных результатов от каждого ребенка. Поэтому при оценке достижений конкретного ребенка нами дополнительно учитывается
- его инициатива в разных видах деятельности: игре, общении;
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;
- способность проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- умение слышать других и стремление быть понятым другими; способы и коммуникативно-речевые средства выражения своих мыслей и желаний;
- объем и точность движений общей и мелкой моторики;
- соблюдение элементарных общепринятых норм поведения, наличие первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать хорошо; уважение к старшим и забота о младших.
Участники проекта «Радуга» регулярно представляют свои творческие работы на городских, региональных и всероссийских детских конкурсах и выставках. Итоги проекта являются очевидными и наиболее значимыми результатами успешного взаимодействия всех его участников, а именно ребенка с ОВЗ, педагога – руководителя проекта и родителей – координаторов и помощников творческого процесса.
Проект всегда открыт и доступен для всех желающих принять в нем участие.