Проект – «Шаг навстречу»
Руководители проекта:
методист - Криницкая И.В.
педагог доп. образования - Керимова С.С.
Цель проекта
Социально-коммуникативная интеграция, формирование навыков и жизненно важных компетенций, правильного эмоционального поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья при ознакомлении с окружающим миром в различных видах продуктивной деятельности.
Задачи
- формирование элементарных представлений об окружающем мире и социуме;
- воспитание основ начального опыта природосообразного поведения ребенка;
- развитие умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
- формирование положительного эмоционального отношения к окружающему миру;
- развитие когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания, речи;
- активизация и обогащение коммуникативно-речевой практики и словарного запаса у детей;
- совершенствование мелкой моторики рук;
- развитие зрительно-моторной координации, временно-пространственных понятий и соотношений;
- формирование учебных, трудовых и социально-коммуникативных навыков;
- стимулирование творческих способностей у обучающихся;
- формирование правильного эмоционального реагирования и социального поведения для безопасного взаимодействия с окружающим миром и социумом.
При организации деятельности проекта на занятиях целенаправленно формируется и поддерживается атмосфера психологического комфорта и здоровье сберегающего режима как с группой детей, так и индивидуально с каждым конкретным ребенком. С этой целью создаётся максимально доступная среда и используется реабилитационное пространство, в котором каждый ребёнок проходит свой путь освоения основных видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, творческой, являющихся основами при закладке личности ребенка.
В проектной работе предусматривается оказание помощи не только ребёнку, но и всей его семье. Для этого на занятиях создаётся доброжелательный контакт доверительных отношений, как с детьми, так и с их родителями. Педагог целенаправленно использует различные методы работы для формирования правильных внутрисемейных отношений, командного духа, коллективного сотворчества, партнерства, сопереживания, взаимовыручки и поддержки. Все это является благоприятной основой не только для прогнозирования успешного прохождения проекта, но и для дальнейшей совместной деятельности всех членов семьи в сложном процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья за пределами центра в повседневной жизни.
Все участвующие в проекте дети в процессе познания учатся выражать свои впечатления различными способами творческой деятельности. Таким образом, каждый ребенок успешно проходит путь ознакомления с окружающим миром и социализацией.
Проект рассчитан на детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья от 3-х до 16-ти лет для реализации в условиях амбулаторного пребывания детей в центре реабилитации.
Основные направления проекта
Темы мероприятий проекта способствуют ознакомлению детей с временами года, явлениями, происходящими в природе, влиянием их на жизнь растений, животных, человека, а также формированию умения точно и полно выражать свои сенсорные ощущения в продуктивных видах деятельности: оригами, лепка из пластилина, аппликация, флористика, объемное моделирование из бумаги и природного материала.
Реализация тем проекта предусматривает систему сезонных тематических мини–экскурсий (прогулок) с детьми, которые дают возможность одновременного оздоровления физического и умственного развития, наполняя психику детей здоровыми впечатлениями и положительными эмоциями. Все вместе это создает благополучные предпосылки для успешной и своевременной социализации наших обучающих в социум.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта способствует усвоению элементарных представлений об окружающем мире и социуме. Создает оптимальные предпосылки для воспитания основ начального опыта природосообразного поведения ребенка. Содействует развитию умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями. Формирует основу положительного эмоционального отношения к окружающему миру. Стимулирует развитие когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Активизирует и обогащает коммуникативно-речевую практику. Укрепляет мелкую моторику рук. Способствует развитию зрительно-моторной координации, временно-пространственных понятий и соотношений. Закладывает основу учебных, трудовых и социально-коммуникативных навыков. Стимулирует творческие способности обучающихся. Создает оптимальные предпосылки правильного эмоционального реагирования и социального поведения для безопасного взаимодействия с окружающим миром и социумом.
В процессе участия в проекте значительно сокращаются сроки социальной адаптации. Улучшаются показатели эмоционального состояния у каждого ребенка. Дети приобретают жизненно важный опыт природосообразного поведения.
Механизмы отслеживания результатов:
- диагностика и сопоставительный анализ стартовых показателей, промежуточных и итоговых достижений;
- наблюдение за соблюдением правил и логических действий при выполнении практических заданий;
- оценка активности и результативности участия в конкурсах, викторинах и выставках;
- беседы с детьми и их родителями;
- оценка результатов персонального творчества (поделки, рисунки и т.п.);
- анализ социально-коммуникативных навыков на основе изучения результатов коллективного творчества и взаимодействия в процессе совместного выполнения практических заданий и тренингов.
В основе проекта заложены принципы признания уникальности каждого ребенка, толерантности, гибкости, вариативности форм проведения мероприятий, дифференцированного и индивидуального подхода с учетом особенностей возраста, здоровья, развития и особых образовательных потребностей. В работе используется многообразие специальных традиционных и инновационных методов и приемов, способствующих интеграции различных видов деятельности.
Проект «Шаг навстречу» популярен среди обучающихся, динамично развивается и приглашает новых участников!