Проект – «Томатис»
Руководитель проекта: воспитатель - Ким Е.А.
Цель
Реабилитация и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с нарушенной слуховой функцией, ЗПР, ТНР, РДА, СДВГ) посредством использования технологии Томатис®, способствующей эффективному восстановлению слухового восприятия, анализа и синтеза воспринимаемых звуков речи и окружающей действительности.
Задачи
- ознакомление ребенка с ОВЗ с технологией Томатис® и обучение элементарным учебным навыкам при работе с оборудованием;
- активизация слухового восприятия, стимуляция физиологического слуха, настройка слуховых ощущений на фоне применяемых аппаратных технологий Томатис®: сопоставление разных звучаний по частоте, силе, громкости и иным характеристикам; установление комфортного звукового режима; тренировка слухового восприятия и памяти при использовании аппаратного оборудования; закрепление навыков звукоразличения;
- развитие когнитивных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, речи;
- активизация сенсомоторных функций;
- улучшение эмоционального состояния;
- Развитие коммуникативных навыков;
- увеличение творческого потенциала и работоспособности;
- расширение спектра адаптивных возможностей и своевременная интеграция в социум.
Основная идея метода Томатис ® состоит в настройке слуха ребенка к восприятию и анализу звуков окружающего мира, формированию у него умения слышать и анализировать те звуки, которые им не воспринимались ранее.
Томатис ® – это авторский метод Альфреда Томатиса аудио-вокальных тренировок, основанный на влиянии звуковых сигналов на основные функции мозга человека. Мозг лучше всего воспринимает внезапные изменения звуков, которые не может предвидеть. Именно на этом принципе «удивления» основывается обучение по методу Томатис ®. Во время сеансов фильтрованный звук определенных частот воздействует на мышцы среднего уха с помощью специального прибора – «TolksUp». Из «обычного» звука поочередно «вырезают» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты. Во время прослушивания такой записи мышцы уха (мышцы молоточка и стремечка) тренируются, поочередно напрягаясь и расслабляясь. Эта тренировка позволяет расширить диапазон слухового восприятия, исправляя, таким образом, многие нарушения. С помощью прослушивания специально обработанной музыки мы понимаем, что внутреннее ухо, в котором размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, в котором, в свою очередь, звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций.
Организованный в Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Созвездие» проект «Томатис» имеет коррекционно-психологическую направленность и применяется в качестве дополнительного метода терапии различных расстройств у детей с ОВЗ (с нарушенной слуховой функцией, ЗПР, ТНР, РДА, СДВГ). Он весьма актуален поскольку численность детей с нарушениями развития постоянно увеличивается, в связи с чем ведется активный поиск новых технологий эффективной реабилитации детей с ОВЗ.
Проведение аудио-локальных тренировок на практике доказало, что слуховое восприятие играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая восприятие, мышление, речь, внимание, память, фантазию, эмоционально-волевое поведение. Ухо является своеобразным трансформатором энергии, которую, воспринимая извне, направляет в виде специальных звуковых сигналов к центральным отделам головного мозга, распространяющихся далее по всему телу. Когда человек утрачивает возможность получать аудиоинформацию, не воспринимает звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии, в связи с чем не может функционировать нормально. Для преодоления подобных нарушений и предназначен метод Томатис®.
Ожидаемые результаты
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы может рассматриваться положительная динамика индивидуальных достижений у обучающихся с ОВЗ, в частности такие как
- улучшение физиологического слуха, слухового восприятия, слуховых ощущений, навыков звукоразличения;
- развитие когнитивных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи);
- активизация сенсомоторных функций;
- улучшение эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков;
- увеличение творческого потенциала и работоспособности;
- расширение адаптивных возможностей и своевременная интеграция в социум.
Все вышеперечисленное улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение наших воспитанников. Эффект слуховых тренировок сохраняется годами, а во многих случаях и всю жизнь, что делает нашу работу социально значимой как для детей и их родителей, так и для всего общества в целом.