Роль родителей в реабилитации детей-инвалидов, помощь учёных и новый корпус центра: интервью
АДАПТАЦИЯ ЧЕРЕЗ ФУТБОЛ
– Насколько уникален возглавляемый вами центр? Есть ли аналогичные учреждения в других субъектах России?
– В России достаточно много таких центров. К тому же они имеют такое же название, как и наш. И сейчас перед нами стоит задача – установить с ними тесные контакты. Нас роднят подходы к работе, единая структура, а также то, что мы подведомственны региональному Министерству труда и социальной защиты. Мы планируем выступить с предложением сделать контакты между нашими учреждениями более плотными.
Более того, если вести речь о возможном увеличении потенциала, то, помимо учреждений за пределами Крыма, я бы коснулся и тех, что есть у нас в республике. Сейчас Крымтехнологии создают для нас специальную информационную площадку, которую мы сможем использовать для проведения видеоконференций, вебинаров и так далее. Сегодня в структуре центра находятся 12 отделений в регионах Крыма – это детские отделения при центрах социального обслуживания, где также оказывают услуги совершеннолетним инвалидам и другим пенсионерам.
– Недавно Академия футбола Крыма заявила о готовности подписать с вашим центром соглашение о сотрудничестве, которое предполагает организацию на базе учреждения спортивных мероприятий с участием детей-инвалидов и их родителей.
– Предполагается, что профессиональные тренеры по футболу в сопровождении воспитанников академии будут приезжать к нам и организовывать занятия. Поначалу мы планируем сделать их для всех желающих. Но в дальнейшем, чтобы тренировки были более эффективными, нам придётся делить наших воспитанников на определённые категории, в зависимости от группы заболеваний.
Как человек, который каждую неделю играет в футбол и любит этот вид спорта, я считаю, что для нашей категории детей это очень важно. Притом что мы не планируем добиваться больших спортивных результатов. Для нас очень важно, чтобы через футбол ребёнок проходил адаптацию. Я уверен, что благодаря занятиям дети будут становиться более уверенными в своих силах.
Помимо Академии футбола Крыма, у нас есть договорённость с профессиональными скалолазами, которые смогут обучать наших детей соответствующим навыкам, тем более что на базе центра есть свой небольшой скалодром. Аналогичная договорённость у нас с коллективом спортсменов, которые занимаются большим теннисом на колясках: они готовы проводить у нас занятия.
Кроме того, серебряный призёр Паралимпийских игр, чемпионка мира, многократный победитель и призёр чемпионатов Европы и России по настольному теннису Виктория Сафонова, которая в прошлом проходила реабилитацию в нашем центре, готова проводить здесь мастер-классы. Наша задача – не только усовершенствовать процесс реабилитации, но и насытить его мероприятиями, проводимыми за рамками госзадания.
СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ ЭФФЕКТ
– В начале лета на круглом столе с участием министра культуры Крыма Татьяны Манежиной вы обсудили пути и возможности развития совместного социокультурного проекта.
– Мы будем организовывать совместные мероприятия. Как известно, действующее законодательство позволяет любому ребёнку-инвалиду бесплатно посещать учреждения культуры. Но мы хотели бы для этой категории детей проводить групповые посещения. Они дадут совершенно другой эффект, чем когда мама с ребёнком приходит в музей. Плюс мы договорились, что артисты Крымского академического театра кукол, например, будут приезжать к нам в центр и заниматься с нашими детьми. Реабилитации должна способствовать и постоянная работа за пределами реабилитационного процесса. Мне кажется, что адаптация и вхождение в социум лучше всего реализуются через спорт и культуру.
– Как у вашего учреждения складываются отношения с научными институциями?
– У меня есть определённые планы, которыми я поделился с руководителями очень авторитетных учреждений, таких как Академический научно-исследовательский институт физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации имени Сеченова в Ялте и Научно-исследовательский институт курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации в Евпатории. Я попросил их рассмотреть вариант создания на базе нашего центра научного совета.
К моему глубокому восторгу, все руководители сказали, что готовы войти в такой научный совет. Наверное, осенью мы создадим это объединение и на его базе будем выстраивать долгосрочное сотрудничество и с институтами, и с санаторно-курортными учреждениями. Кстати, в этот совет должны войти и практики – люди, которые не имеют научного звания, но у которых есть громадный опыт работы с детьми-инвалидами. Таких учреждений достаточно много в Евпатории. И в них трудятся достаточно авторитетные врачи – взять, к примеру, санаторий «Искра» или Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Елизаветы Глинки. В последнем, кстати, его нынешний руководитель на базе бывшей школы создаёт приблизительно такой же реабилитационный центр, как наш. Он считает, что клиническая работа санатория требует соответствующего продолжения. И не зря реабилитация остаётся одним из приоритетных направлений в сфере государственной политики. Государство понимает, насколько она важна для здоровья населения и экономики. Мы же занимаемся не только с детьми, которые получили статус инвалида, но и с теми, кто предрасположен к инвалидности. И здесь наша задача – удержать как можно больше детей от попадания в группу инвалидов.
С РОДИТЕЛЯМИ И СТАЦИОНАРОМ
– Насколько мне известно, специалисты вашего центра работают не только с детьми, но и с их родителями?
– Наши педагоги и медики постоянно проходят курсы повышения квалификации, чтобы среди прочего максимально ясно доносить необходимые знания до родителей – главных людей, которые должны участвовать в реабилитации. С родителем ребёнок работает в течение всего времени. И если родитель полностью понимает, что надо ребёнку и как правильно себя вести, это 90% успеха.
Когда я пришёл в центр, то завёл традицию перед каждым заездом проводить родительское собрание. На нём мы объясняем правила распорядка и на что необходимо обратить внимание, знакомим с методиками. Я вообще двумя руками за то, чтобы родители присутствовали на занятиях. В этом году мы, например, вместе с родителями и детьми совершили выезд на природу, там были аниматоры. Что интересно: некоторые дети впервые в жизни жарили на природе мясо. Такие мероприятия максимально вовлекают родителей в процесс реабилитации, и мы будем их и дальше проводить.
– Сейчас в центре проходят реабилитацию преимущественно дети из Симферополя, Симферопольского, Белогорского и Бахчисарайского районов. С чем это связано?
– С тем, что у нас не работает стационар: корпус только строится. Сейчас здание готово приблизительно наполовину. Оно рассчитано на 48 мест. Это будут двух- и трёхместные палаты со всеми удобствами, в которых смогут разместиться по 24 ребёнка и родителя. Я надеюсь, что в следующем году корпус будет сдан. Когда заработает стационар, возможность пройти реабилитацию появится и у жителей отдалённых районов. Сегодня мы работаем в полустационаре, не предоставляя услугу проживания. Поэтому реабилитацию проходят дети, у родителей которых есть возможность на время смены проживать вблизи нашего учреждения. Тем не менее востребованность центра по-прежнему остаётся очень высокой. Ближайший заезд намечен на 30 августа, а у нас уже сейчас более 160 заявлений на другие заезды.
За полгода, которые я руковожу центром, нам удалось добиться существенного увеличения процента детей, проходящих реабилитацию впервые. И думаю, что благодаря «Крымской газете» о нас узнают ещё больше. Наша задача – дать возможность побывать у нас всем детям. По технической оснащённости нашему центру в Крыму нет равных. Более того, мы можем потягаться с аналогичными центрами на территории материковой России.
– А вообще, в Крыму много детей-инвалидов?
– По официальным данным, около шести с половиной тысяч. По неофициальным – около семи тысяч.
С оригиналом интервью Вы можете ознакомиться по ссылке: https://gazetacrimea.ru/news/rol-roditeley-v-reabilitatsii-detey-invalidov-pomoshch-uchyenykh-i-novyy-korpus-tsentra-intervyu/