Организация работы педагога психолога в сенсорной комнате

Сенсорная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Интеграция — это вид организации чего-либо. Интегрировать — значит собрать или организовать разные части в единое целое. Когда нечто интегрировано, его части работают слаженно, как одна система. Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему.

Простуду или плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учебой или плохого поведения далеко не столь очевидны. Такие нарушения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребенка.

Проблемы сенсорной интеграции могут быть вызваны двумя причинами:

  • Недостатком чувственной информации, когда ребенок в ней начинает остро нуждаться
  • Переизбытком стимулов

При дефиците положительных чувственных раздражителей, ребенок теряет чувствительность к сенсорным раздражителям. Это проявляется в увлечении определенными сенсорными стимулами, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. При переизбытке чуственной информации, ребенок избегает шума, скопления людей, ярких цветок, определенных тактильных, вкусовых и др. стимулов. Такой ребенок в первую очередь избегает неприятных стимулов. Т. о., дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.

Для коррекции сенсорной дисфункции необходимо создать благоприятные условия и среду, при которых будут возможны улучшения интеграции между различными сенсорными системами.

Сенсорные комнаты призваны: 

  • снизить тревожность и улучшить эмоциональное состояние;
  • простимулировать органы чувств, которые ослаблены или плохо функционируют;
  • уменьшают избыточную детскую активность;
  • помогают справиться с детскими страхами, в том числе и носящими навязчивый характер;
  • стимулируют развитие сенсорной чувствительности и мелкой моторики;
  • помогают бороться с приступами агрессии и конфликтностью.

Пребывания в сенсорной комнате противопоказанно при наличии эписиндрома.

Сенсорную комнату можно организовать в домашних условиях, основным принципом комнаты сенсорной интеграции, является воздействие разу на все органы чувств. Что включает в себя сенсорная комната?

Мягкие модули. Это своеобразный большой мягкий конструктор, который к тому же абсолютно безопасен. Не менее уместными в сенсорной комнате будут небольшие детские подушки, выполненные в виде различных животных – черепашек, бабочек и т.д. Это отличные элементы для игротерапии, которые также будут способствовать развитию тактильных ощущений. Ребенку будет приятно трогать, сжимать, обнимать и прижимать к себе такие подушки. Такие игрушки внутри могут быть заполнены различными наполнителями, для дополнительной стимуляции тактильных ощущений.

Сухой бассейн. Он может использоваться и для расслабления и отдыха, и для активных игр. Погружение в шарики обладает массажным эффектом и обеспечивает мышечную релаксацию. При этом ребенок лучше узнает своё тело и учится его чувствовать. Так же можно организовать игру, спрятать в бассейне несколько игрушек, и попросить ребенка их отыскать. Такая игра стимулирует двигательную активность, внимание и пространственное мышление (ребенку можно помогать, направляя его).

Сухой душ. Простой и одновременно очень эффективный элемент, который позволяет детям в игровой форме учиться воспринимать пространство и себя в этом пространстве. Сухой душ представляет собой шатер, изготовленные из множества атласных лент, которые закреплены на горизонтально расположенной платформе. Ленты можно трогать и перебирать руками, проходить через них, словно между струями воды, ощущая приятные их прикосновения к лицу и телу

Песочница с подсветкой. (песок может быть заменен на манку или другую крупу). Рисование песком прекрасно стимулирует развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук, так же способствует развитию воображения и дополнительно стимулирует зрительную систему.

Сенсорная тропинка. Может быть сделана из подручных материалов, главное, чтобы элементы тропинки были из различных структур. Ходить по такой дорожке необходимо босиком. Такая стимуляция снимает напряжения, развивает координацию движений, и является профилактикой плоскостопия. 

Интерактивная доска. На такой доске дети с рисуют, пишут. При этом за счет подсветки дополнительно происходит зрительная стимуляция, развитие мелкой моторики рук и воображения.

Ароматерапия. (в работе с детьми используется с осторожностью, так как может вызвать аллергическую реакцию) Еще один орган чувств, которому следует уделить не меньшее внимание – детский носик. Установив аромалампу, вы сможете проводить занятия ароматерапии, которая оказывает общее благоприятное воздействие на организм. Также эти занятия помогут детям научиться различать запахи, определять их.  Для создания устойчивой нейронной связи при изучении некоторых предметов, рекомендуется предъявлять ребенку не только сам предмет изучения или его изображение, но и запах/вкус (если такая возможность есть). Например, запомнить лимон, будет проще, когда ребенок не только увидит картинку, но и понюхает, попробует на вкус.

Музыкальная терапия. Задействование аудиального канала очень благоприятно воздействует на эмоциональную сферу ребенка, музыка помогает снизить эмоциональное напряжение. Не менее важна и более ритмичная музыка. Плавные переходы от спокойных композиций к тонизирующим способствуют регулированию естественных процессов возбуждения и торможения у ребенка. Обязательный элемент – записи со звуками природы, птиц и животных.

Контакты